Музыкотерапия.
«Использование музыки и движения в лечении и коррекции».
Упоминание о целебном и коррекционно-развивающем действии музыки уходит корнями в древность.
Видные ученые Аристотель, Платон, Пифагор указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, и в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка изменяет настроение человека и нормализует его внутреннее состояние. Платон высказывал суждения, что музыкальный ритм и лад воздействуют на мысли и приводят их в порядок.
В Древнем Китае врачи использовали музыкотерапию в лечении душевных и физических расстройств, основываясь на воздействии музыки на активные биологические зоны.
В Древней Индии философы утверждали, что отражение спокойствия и мира может быть осуществлено с помощью музыки.
Воздействие музыкотерапии на состояние человека, и было установлено, что существуют различия между темпераментами пациентов и их музыкальными предпочтениями.
Гегель в своей «Этике» высказал мысль об одухотворенности музыкального содержания в ней «царит глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудительность».
В России интерес к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в конце 19 – начале 20 веков. (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Догилев, И.М. Сеченов, И.Р. Торханов и др.)
Исследования выявили благотворное влияние на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Русские ученые пришли к выводу, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, а отрицательные эмоции оказывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми и взрослыми.
В 30-е годы в логопедических учреждениях начинает использоваться лечебная ритмика, таким образом, закладывается основа реабилитационного направления работы с детьми, имеющими нарушения речи – логопедическая ритмика.
В 1960-1980 годы проводятся исследования, как влияет музыкально-ритмическое движение на воспитание и обучение детей с нарушениями развития речи, опорно-двигательного аппарата, зрения. (Г.А. Волкова, Б.И. Шостак, В.А. Эркман, О.П. Гаврилушкина и др.)
Современные исследования в специальной психологии и педагогике подтвердили положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эффективное влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевых функций, слуховое внимание, моторику у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З. Яхниной.
Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у дошкольников с задержкой психического развития средствами музыки подтверждаются исследованиями С. М. Миловской, И . В. Евтушенко, Е. А. Медведевой.
Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Коррекционные возможности музыкального искусства, в различных ее сочетаниях проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
Однако надо понимать, что музыка имеет не только, психотерапевтическое влияет на человека, она обладает более широким развивающим, воспитывающим и коррекционным воздействием.
Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, отращенные в произведениях.
Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в учреждениях компенсирующего вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий реализуются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционного развития ребенка.
В процессе организации и проведения музыкальных занятий важно:
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности
ребенка;
- применять индивидуально-педагогический подход;
- использовать специальные методы и приемы музыкального
обучения и воспитания, направленные на коррекцию и
компенсацию нарушений в развитии ребенка.
У детей с задержкой психического развития двигательная сфера является несовершенной, мышечный тонус вялый, движения плохо скоординированы. У них, так же, наблюдается недоразвитие речи, поэтому необходимо уделять внимание развитию слухового и зрительного восприятия.
Поэтому речь, музыка и движение на музыкальных занятиях должны быть тесно взаимосвязаны.
Виды и типы музыкальных занятий.
Виды:
Фронтальные – основная форма обучения. (2 раза в неделю)
Подгрупповые – несколько детей (4 -6 чел.)
Индивидуальные – 1 раз в неделю (10-12 мин.)
Типы:
Традиционные – слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
Доминантные – преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности. (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность).
Тематические – музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой (можно использовать вспомогательный художественный материал: потешки, игры-забавы, стихи;)
Комплексные – обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театральной). На этих занятиях используется хорошо знакомый материал, но обязательно с элементами обучения. Незнакомый детям материал, может исполняться взрослым. (продолжительность занятия может увеличиваться на 5-7 минут).
Досуги и развлечения.
Художественно-досуговая деятельность для детей с проблемами – окно в мир музыки, поэзии, ярких зрелищ, игр, плясок.
Развлечения могут активными и пассивными, но должны быть наполнены содержанием и смыслом. Очень важным и особым является развлечение с участием детей. Они сочетают в себе зрелищную и исполнительскую функции.
Праздники являются прежде всего средством художественного воспитания. Комплексное воздействие разных видов искусства способствует формированию у детей с проблемами эмоциональной отзывчивости, обогащает художественный опыт ребенка, его представления об окружающем.
Праздник – это своеобразный итог определенного периода воспитательной и коррекционной работы с детьми. Участие ребенка в праздничном торжестве дает возможность самореализоваться и самовыразиться в художественной деятельности.
Важным фактором, обеспечивающим развитие коммуникации детей на празднике, выступает активное исполнение взрослыми отдельных ролей в театральном действии.
Формы проведения досугов могут быть различными, но все они
направлены на решение коррекционно-педагогических задач формирования личности ребенка с проблемами в развитии.
Зарождение личности ребенка в игре.
Игра основной вид деятельности ребенка. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка
в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть
способами познания связей между предметами и явлениями.
В играх развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в обстановке.
Поэтому занятие по логоритмике должны носить занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушениями речи. Деятельность логопеда является основной, а воспитатель и музыкальный руководитель являются своеобразным дополнением в работе по коррекции речи.
Речевой материал, используемый на занятии, должен быть доступным в лексическом отношении.
Подвижные игры, хороводы, физкультминутки должны позволить детям с речевыми нарушениями преодолеть трудности в координации слова и движения, развивать внимание и память.
На занятиях по логоритмике дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает слух, музыкальную память.
Упражнения на развитие дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения.
Для развития общих движений на занятиях по логоритмике необходимо использовать игры со словами, ходьбу под музыку, на носочках, змейкой топающим шагом и т.д. эти упражнения вырабатывают умение владеть своим телом, укреплять мышцы, развивать чувство ритма.
Упражнения на мелкую моторику развивают координацию движения пальцев и согласовывают движения руки и речи.
Проведение дидактических игр на занятиях по логоритмике направлено на закрепление материала об окружающем мире.
Психологическая коррекция средствами музыки.
Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие психокоррекционные задачи. Это обуславливается применением арттерапевтических техник.
Это развивающаяся область научных знаний и появляются термины артпедагогика (художественная педагогика т.е. синтез искусства + педагогики ) и арттерапия, отражает коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
Арттерапия.
(воздействие: искусство + медицина + психология)
Музыкальная терапия.
(психокоррекционное направление)
(психосоматическое + психотерапевтическое + психологическое)
- Рецептивная – шум дождя, пение птиц, релаксация и т.д.
2. Активная – вокалотерапия, игра на детских инструментах и т.д. 3. Интегративная – музыка + картины, музыка + слайды и т.д.
Кинезитерапия.
(терапия движением)
- Коррекционная ритмика – общая, мелкая, артикуляционная.
2. Танцтерапия – чувства через пластику.
3. Психогимнастика – этюды, упражнения (чувство + поведение).
4. Риимопластика
5.Сюжетно-игровая терапия – упражнения объединенные сюжетом.
1.Коррекционная ритмика.
Является активным видом терапии движениями. В зависимости от варианта нарушения применяются ее разновидности, но основная задача коррекционной ритмики – с помощью системы двигательных, физических упражнений (под музыку) развивать чувство ритма и использовать его в лечебных целях).
Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития обуславливается структурой нарушений детей, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике.
Коррекция психических функций.
Внимание – переключение, устойчивость, распределение.
Память – слуховая, зрительная.
Восприятие – слуховое, пространственное, зрительное.
Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Выразительные движения.
Передавать различные эмоциональные состояния – радость,
печаль, нежность и т.д.
Учить снимать психоэмоциональное напряжение –
релаксация.
Приобретать навыки невербальной коммуникации.
Навыки адекватного группового поведения.
Коррекция моторной сферы.
Ритмичность.
Коодинация движений.
Ориентировка в пространстве.
Развитие согласованности движений и речи.
Упражнения с предметами.
Упражнения без предметов.
Упражнения с пением.
Упражнения с образными движениями.
1.1. Логопедическая ритмика. (речь)
1.2. Фонетическая ритмика. (слух)
1.3. Лечебная ритмика. (зрение)
1.1.Логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
Логопедическая ритмика основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии и педагогики.
Развитие движений в сочетании со словом представляет собой
целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из 2 основных направлений:
1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика, (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы.
2. Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.д.
Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словами, движениями, песнями, инсценировками.
Средства логоритмики представляют собой целую систему постоянно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий.
Содержание и реабилитационная направленность логоритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребенка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции.
Логоритмика проводится логопедом 1раз в неделю во вторую половину дня при активном участие музыкального руководителя и воспитателя.
Продолжительность занятий колеблется от 20 до 25 минут.
Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
– тесный контакт логопеда, музыкального руководителя и
воспитателя;
– знание особенностей развития детей раннего возраста с
различной речевой патологией;
– знание психомоторного и речевого уровня развития
каждого ребенка;
– знание характерных особенностей, типа нервной
деятельности и поведения каждого ребенка;
– учитывать особенности психомоторного и речевого
развития ребенка при каждом виде речевой патологии.
Занятия по логопедической ритмике включают в себя подвижные игры, песни, сопровождаемые движениями, дидактические игры физкультминутки.
Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий раннего возраста:
– последовательность;
– повторяемость;
– доступность;
– эмоциональность;
– создание единой игровой ситуации.
Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
На занятиях ставятся такие задачи:
- закрепление двигательных умений;
- развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
- развитие речевой моторики;
- развитие чувства ритма;
- развитие слухового внимания;
- развитие пространственной организации движения;
- развитие общей моторики, мимики.
В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.
Компенсация – сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие происшедших нарушений или недоразвития ребенка.
Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) – восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.
Коррекция – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.