НОВОСТИ

    © GARMONIA 2021 г.
    Школа Здорового Голоса «Гармония»

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ

    Музыкотерапия.

    «Использование музыки и движения в лечении и коррекции».
    Упоминание о целебном и коррекционно-развивающем действии музыки уходит корнями в древность.
    Видные ученые Аристотель, Платон, Пифагор указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, и в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка изменяет настроение человека и нормализует его внутреннее состояние. Платон высказывал суждения, что музыкальный ритм и лад воздействуют на мысли и приводят их в порядок.
    В Древнем Китае врачи использовали музыкотерапию в лечении душевных и физических расстройств, основываясь на воздействии музыки на активные биологические зоны.
    В Древней Индии философы утверждали, что отражение спокойствия и мира может быть осуществлено с помощью музыки.
    Воздействие музыкотерапии на состояние человека, и было установлено, что существуют различия между темпераментами пациентов и их музыкальными предпочтениями.
    Гегель в своей «Этике» высказал мысль об одухотворенности музыкального содержания в ней «царит глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудительность».
    В России интерес к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в конце 19 – начале 20 веков. (В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, И.М. Догилев, И.М. Сеченов, И.Р. Торханов и др.)
    Исследования выявили благотворное влияние на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Русские ученые пришли к выводу, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, а отрицательные эмоции оказывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования музыки в коррекционной работе с детьми и взрослыми.
    В 30-е годы в логопедических учреждениях начинает использоваться лечебная ритмика, таким образом, закладывается основа реабилитационного направления работы с детьми, имеющими нарушения речи – логопедическая ритмика.
    В 1960-1980 годы проводятся исследования, как влияет музыкально-ритмическое движение на воспитание и обучение детей с нарушениями развития речи, опорно-двигательного аппарата, зрения. (Г.А. Волкова, Б.И. Шостак, В.А. Эркман, О.П. Гаврилушкина и др.)
    Современные исследования в специальной психологии и педагогике подтвердили положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии. Эффективное влияние слушания музыки, музыкально-ритмических занятий на развитие речевых функций, слуховое внимание, моторику у детей с нарушением слуха раскрывается в работах Е.З. Яхниной.
    Активизация мышления, формирование целенаправленной деятельности, устойчивости внимания у дошкольников с задержкой психического развития средствами музыки подтверждаются исследованиями С. М. Миловской, И . В. Евтушенко, Е. А. Медведевой.
    Области научного обоснования возможностей развития и коррекции отклонений в развитии детей средствами художественной деятельности в последнее время значительно расширились. Коррекционные возможности музыкального искусства, в различных ее сочетаниях проявляются прежде всего в том, что оно выступает источником позитивных переживаний ребенка, обеспечивает формирование музыкальной культуры и осуществления коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферах, создает условия для социальной адаптации.
    Однако надо понимать, что музыка имеет не только, психотерапевтическое влияет на человека, она обладает более широким развивающим, воспитывающим и коррекционным воздействием.
    Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии.
    Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманитарного воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно- направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, отращенные в произведениях.
    Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в учреждениях компенсирующего вида. Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий реализуются задачи как музыкально-эстетического развития, так и коррекционного развития ребенка.
    В процессе организации и проведения музыкальных занятий важно:
    - учитывать индивидуальные и возрастные особенности
    ребенка;
    - применять индивидуально-педагогический подход;
    - использовать специальные методы и приемы музыкального
    обучения и воспитания, направленные на коррекцию и
    компенсацию нарушений в развитии ребенка.
    У детей с задержкой психического развития двигательная сфера является несовершенной, мышечный тонус вялый, движения плохо скоординированы. У них, так же, наблюдается недоразвитие речи, поэтому необходимо уделять внимание развитию слухового и зрительного восприятия.
    Поэтому речь, музыка и движение на музыкальных занятиях должны быть тесно взаимосвязаны.
    Виды и типы музыкальных занятий.
    Виды:
    Фронтальныеосновная форма обучения. (2 раза в неделю)
    Подгрупповые – несколько детей (4 -6 чел.)
    Индивидуальные – 1 раз в неделю (10-12 мин.)
    Типы:
    Традиционныеслушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах.
    Доминантные – преобладает какой-либо вид музыкальной деятельности. (слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность).
    Тематические – музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности объединен единой темой (можно использовать вспомогательный художественный материал: потешки, игры-забавы, стихи;)
    Комплексные – обучающие и воспитательные задачи реализуются средствами сразу нескольких видов художественной деятельности (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театральной). На этих занятиях используется хорошо знакомый материал, но обязательно с элементами обучения. Незнакомый детям материал, может исполняться взрослым. (продолжительность занятия может увеличиваться на 5-7 минут).
    Досуги и развлечения.
    Художественно-досуговая деятельность для детей с проблемами – окно в мир музыки, поэзии, ярких зрелищ, игр, плясок.
    Развлечения могут активными и пассивными, но должны быть наполнены содержанием и смыслом. Очень важным и особым является развлечение с участием детей. Они сочетают в себе зрелищную и исполнительскую функции.
    Праздники являются прежде всего средством художественного воспитания. Комплексное воздействие разных видов искусства способствует формированию у детей с проблемами эмоциональной отзывчивости, обогащает художественный опыт ребенка, его представления об окружающем.
    Праздник – это своеобразный итог определенного периода воспитательной и коррекционной работы с детьми. Участие ребенка в праздничном торжестве дает возможность самореализоваться и самовыразиться в художественной деятельности.
    Важным фактором, обеспечивающим развитие коммуникации детей на празднике, выступает активное исполнение взрослыми отдельных ролей в театральном действии.
    Формы проведения досугов могут быть различными, но все они
    направлены на решение коррекционно-педагогических задач формирования личности ребенка с проблемами в развитии.
    Зарождение личности ребенка в игре.
    Игра основной вид деятельности ребенка. Она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка
    в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть
    способами познания связей между предметами и явлениями.
    В играх развивается внимание, память, наблюдательность, закрепляются навыки движения, которые становятся более точными и координированными, дети приучаются ориентироваться в обстановке.
    Поэтому занятие по логоритмике должны носить занимательный характер, что способствует снятию двигательной скованности детей с нарушениями речи. Деятельность логопеда является основной, а воспитатель и музыкальный руководитель являются своеобразным дополнением в работе по коррекции речи.
    Речевой материал, используемый на занятии, должен быть доступным в лексическом отношении.
    Подвижные игры, хороводы, физкультминутки должны позволить детям с речевыми нарушениями преодолеть трудности в координации слова и движения, развивать внимание и память.
    На занятиях по логоритмике дети знакомятся с характером музыки и учатся соотносить свои движения с ее темпом, ритмом, музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает слух, музыкальную память.
    Упражнения на развитие дыхания помогают выработке правильного диафрагменного дыхания, увеличивают продолжительность и силу выдоха. Воспитанию четкой дикции способствуют дыхательные, голосовые и артикуляционные упражнения.
    Для развития общих движений на занятиях по логоритмике необходимо использовать игры со словами, ходьбу под музыку, на носочках, змейкой топающим шагом и т.д. эти упражнения вырабатывают умение владеть своим телом, укреплять мышцы, развивать чувство ритма.
    Упражнения на мелкую моторику развивают координацию движения пальцев и согласовывают движения руки и речи.
    Проведение дидактических игр на занятиях по логоритмике направлено на закрепление материала об окружающем мире.
    Психологическая коррекция средствами музыки.
    Резервы воздействия музыкального искусства на личность ребенка используются полностью в том случае, если решаются коррекционно-развивающие психокоррекционные задачи. Это обуславливается применением арттерапевтических техник.
    Это развивающаяся область научных знаний и появляются термины артпедагогика (художественная педагогика т.е. синтез искусства + педагогики ) и арттерапия, отражает коррекционную направленность помощи детям с проблемами средствами движений, музыки и слова.
    Арттерапия.
    (воздействие: искусство + медицина + психология)
    Музыкальная терапия.
    (психокоррекционное направление)
    (психосоматическое + психотерапевтическое + психологическое)
    1. Рецептивная – шум дождя, пение птиц, релаксация и т.д.
    2. Активная – вокалотерапия, игра на детских инструментах и т.д. 3. Интегративная – музыка + картины, музыка + слайды и т.д.
    Кинезитерапия.
    (терапия движением)
    1. Коррекционная ритмика – общая, мелкая, артикуляционная.
    2. Танцтерапия – чувства через пластику.
    3. Психогимнастика – этюды, упражнения (чувство + поведение).
    4. Риимопластика
    5.Сюжетно-игровая терапия – упражнения объединенные сюжетом.
    1.Коррекционная ритмика.
    Является активным видом терапии движениями. В зависимости от варианта нарушения применяются ее разновидности, но основная задача коррекционной ритмики – с помощью системы двигательных, физических упражнений (под музыку) развивать чувство ритма и использовать его в лечебных целях).
    Организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического развития обуславливается структурой нарушений детей, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике.
    Коррекция психических функций.
    Внимание – переключение, устойчивость, распределение.
    Память – слуховая, зрительная.
    Восприятие – слуховое, пространственное, зрительное.
    Коррекция эмоционально-волевой сферы.
    Выразительные движения.
    Передавать различные эмоциональные состояния – радость,
    печаль, нежность и т.д.
    Учить снимать психоэмоциональное напряжение –
    релаксация.
    Приобретать навыки невербальной коммуникации.
    Навыки адекватного группового поведения.
    Коррекция моторной сферы.
    Ритмичность.
    Коодинация движений.
    Ориентировка в пространстве.
    Развитие согласованности движений и речи.
    Упражнения с предметами.
    Упражнения без предметов.
    Упражнения с пением.
    Упражнения с образными движениями.
    1.1. Логопедическая ритмика. (речь)
    1.2. Фонетическая ритмика. (слух)
    1.3. Лечебная ритмика. (зрение)
    1.1.Логопедическая ритмика.
    Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
    Логопедическая ритмика основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опирается на общие методологические основы логопедии, психотерапии и педагогики.
    Развитие движений в сочетании со словом представляет собой
    целостный коррекционно- развивающий процесс, который состоит из 2 основных направлений:
    1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов: слуховое внимание, память, зрительно-пространственная ориентировка, моторика, (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса), а также эмоциональной и коммуникативной сферы.
    2. Коррекция речевых нарушений: темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.д.
    Логоритмическая работа осуществляется различными средствами: упражнениями, играми со словами, движениями, песнями, инсценировками.
    Средства логоритмики представляют собой целую систему постоянно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий.
    Содержание и реабилитационная направленность логоритмики определяются не только характером нарушения, но и возрастом ребенка, состоянием его двигательной и речедвигательной функции.
    Логоритмика проводится логопедом 1раз в неделю во вторую половину дня при активном участие музыкального руководителя и воспитателя.
    Продолжительность занятий колеблется от 20 до 25 минут.
    Для достижения наибольшей результативности при проведении логоритмических занятий необходимо следующее:
    – тесный контакт логопеда, музыкального руководителя и
    воспитателя;
    – знание особенностей развития детей раннего возраста с
    различной речевой патологией;
    – знание психомоторного и речевого уровня развития
    каждого ребенка;
    – знание характерных особенностей, типа нервной
    деятельности и поведения каждого ребенка;
    – учитывать особенности психомоторного и речевого
    развития ребенка при каждом виде речевой патологии.
    Занятия по логопедической ритмике включают в себя подвижные игры, песни, сопровождаемые движениями, дидактические игры физкультминутки.
    Структура занятий отвечает основным требованиям проведения игр-занятий раннего возраста:
    – последовательность;
    повторяемость;
    – доступность;
    – эмоциональность;
    – создание единой игровой ситуации.
    Целью логопедической ритмики является преодоление речевого нарушения у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением.
    На занятиях ставятся такие задачи:
    - закрепление двигательных умений;
    - развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
    - развитие речевой моторики;
    - развитие чувства ритма;
    - развитие слухового внимания;
    - развитие пространственной организации движения;
    - развитие общей моторики, мимики.
    В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.
    Компенсация – сложный процесс приспособления, перестройки организма вследствие происшедших нарушений или недоразвития ребенка.
    Реабилитация (в медико-психолого-педагогическом значении) – восстановление функций, включение ребенка с проблемами в социальную среду, приобщение к труду, общественной жизни.
    Коррекция – система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, сглаживание недостатков психофизического развития ребенка.
    СТАТЬИ